Интересные новости и статьи

img
Библия в современном контексте
25-12-2016, 19:53

Библия в современном контексте

Cын фарисея, воспитанник Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе ревнитель по Богу, преуспевавший в иудействе Савл (он же Павел) шел в Дамаск, когда, вдруг, осиял его свет с неба… Следуя собственному изложению Павла в послании Галатам, когда Бог, избравший его от утробы матери и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть ему Сына Своего, чтобы он благовествовал Его язычникам – он не стал советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим ему Апостолам, а пошел в Аравию и возвратился в Дамаск. Символично повторяя путь ветхозаветного пророка Илии, помазавшего царей и пророка в Дамаске, ревнитель по Богу Павел шел в Дамаск благовествовать язычникам Истинного Царя и Пророка, долгожданного Мессию. В кульминационный момент своей жизни, в будущем ставший великим апостолом, Павел благовествовал народам веру в Бога Израиля, отвечая на мировоззренческие вызовы своего времени.

Значимый исследователь современности Н.Т.Райт сказал: «Слишком долго мы читали Священное Писание глазами XIX века и задавали вопросы XVI века. Пришло время вернуться к прочтению Священного Писания глазами I века и задавать вопросы XXI века».

По моему глубокому убеждению, великое наследие и значение истории, текстов и культуры библейского Израиля и Иудеи I века категорически недооценено в современном мире. В кульминационный период истории Израиля, после шести веков пленения и нахождения под игом нескольких империй и царств, народ, претендовавший на роль носителя истинного знания о мироустройстве, ожидал исполнения библейских пророчеств. Великая и трагическая история Израиля свидетельствовала о том, что только Божественное вмешательство может даровать Израилю, а с ним и другим народам, социальную и духовную свободу. Вавилонский плен, завоевание Персидской империей, победоносное шествие Александра Македонского, сокрушительное для Иудеи правление его последователей Птолемеев и Селевкидов, натиск эллинистической культуры, по своей силе не уступавший натиску армии Великого Александра, братоубийственная война и завоевание Римской империей, сопровождавшиеся героическими, подчас, отчаянными, но, в конечном счете, неудачными попытками иудеев обрести свободу, - вот то горнило, в котором была выплавлена наша эра.

Давайте задумаемся: отличаются ли вызовы, с которыми сталкивается современный человек, от проблем, которые приходилось преодолевать человеку библейских времен? – едва ли. Это нравственные ориентиры общества, отношение к личности, вопросы семьи, материнства, отцовства и детства, уважение к ближнему, почтение старшего поколения, социальная справедливость, историческая память, патриотизм и др.

Нравственным ориентиром древнего Израиля было Священное Писание. Однако, несмотря на очевидные иудео-христианские корни, современная западная цивилизация демонстрирует уверенность в возможности достижения личного и общего блага без или даже вопреки Священному Писанию.

Но какой нравственный ориентир может предложить современное общество? Неужели социальная справедливость и духовная свобода, гармония и баланс в современном мире менее актуальны, нежели это было две тысячи лет назад?

Некоторое время назад мы стали свидетелями трагедии, разворачивавшейся в «прямом эфире»: на главной площади одного из столичных городов, стремящихся стать частью Европейского пространства, произошли события, приведшие к великой трагедии. И сопровождались эти события цитатами из Библии и даже попытками сравнения некоторыми участниками своих действий с освободительным движением в Иудее многовековой давности. Сотни тысяч беженцев, тысячи погибших и раненных, разрушенные судьбы, исторические и культурные связи. И то, ради чего современный человек был готов оставить хрупкий мир и социальный порядок, нисколько не отличалось от ожидавшихся иудеями I века социальной справедливости и духовной свободы.

Так и хочется спросить: разве записанные Марком слова Иисуса Христа «покайтесь и веруйте в Евангелие» перестали быть актуальными для современного человека? Разве человек нашел способ, как обрести социальную справедливость и духовную свободу, минуя единственно возможный нравственный ориентир, на котором все еще держится современный мир? Разве содержащийся у пророка Михея призыв к человеку действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом не являются своеобразной триадой блаженства для нас, современных людей? Напротив, библейские истины все более и более кажутся актуальными.

Однако, нельзя игнорировать контекст нашего времени – времени постмодернизма. За несколько последних веков человечество перешло от общества аграрного к обществу индустриальному, от индустриального к постиндустриальному, от постиндустриального к инновационному. Иными словами, информационные технологии стали приносить больший эффект, нежели аграрный сектор и фабричные трубы. Стремление же наращивать экономику знаний стало нормальным явлением социально-экономического развития стран и регионов. Жизнь человека и общества все более и более измеряется в нескончаемых цифрах, социальных и экономических показателях, которые далеко не всегда отражают реальное положение вещей.

Все это сопровождается коренными изменениями в обществе. Вот лишь некоторые очевидные признаки постмодернизма, являющиеся вызовом для современного человека:

  1. Непризнание существования истины. В мире постмодернизма объективной истины не существует, равно как и объективных ценностей, каждый смотрит на окружающий мир под определенным углом и все относительно.
  2. Искаженное понимание личности. В мире постмодернизма понятие личности расщепляется. Личность все более зависит от окружающей реальности и представляет собой совокупность противоборствующих сил и импульсов.
  3. Ошибочное отношение к истории. История перестает пониматься как определенный порядок вещей вследствие разочарования результатами развития западной цивилизации: ход истории, который привел современное общество ко времени казавшегося всеобщего благополучия, оказался ничем иным как строительство новой Вавилонской башни, ход этой истории служил лишь интересам западной цивилизации, в условиях эксплуатации остального мира.

Опасность этих процессов можно увидеть на простом примере: если объективной истины не существует, то как мы можем определить что есть добро и что есть зло? А ведь именно неопределенность критериев добра и зла является причиной многих бед, которые мы наблюдаем с Вами прямо сейчас: и на уровне семьи, и на уровне общества, да и на международной арене.

Можно с уверенностью сказать, что именно Библия в ее полноте является ответом на неразрешимые вопросы современного человека: она открывает истину, она формирует личность, она объясняет ход истории в прошлом, настоящем и даже будущем. Как сказал профессор А.А.Алексеев: «Библия нужна для преодоления ужаса ограниченности человеческой жизни».

На сегодняшний день мы не имеем ни одного другого источника нравственных норм, которые бы созидали личность и необходимые социальные институты, а также формировали близкую к реальности мировоззренческую картину. Перефразируя слова Клайва Льюиса можно сказать: я верю Библии, как я верю в то, что Солнце сегодня взошло: но не только потому, что я его вижу, но потому, что посредством его я вижу все остальное. Именно так Библия проливает свет на темные стороны жизни современного человека, помогая преодолевать незнание и пороки, делающие жизнь человека ограниченной и невыносимой.

В современном мире как никогда актуальны слова Господа, сказанные пророком Иеремией: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим (Иер. 6:16). Этим путем, безусловно, является библейская истина.

Однажды Савл (он же Павел), повторяя путь библейского пророка, взошел в пустыню, чтобы впоследствии образно говоря помазать Царя и Пророка народам. Благодаря труду таких героев веры, иудео-христианские представления легли в основу западной цивилизации, одарив человека лучшими достижениями современности. И чем более современный человек отходит от этих представлений о ключевых вопросах человеческого бытия – тем более становится очевидным необходимость возрождения интереса к глубокому изучению и пониманию Библии.

 

Санкт-Петербург, Петергоф, Летний дворец, 26.11.2015