Интересные новости и статьи

img
Возвращаясь к истории Рождества
25-12-2016, 19:48

Возвращаясь к истории Рождества

На рубеже эпох, в кульминационный период истории древнего Израиля, в одном из древнейших городов на земле – Вифлееме, родился младенец. Родители назвали младенца: Иисус. Через несколько десятилетий после этого события один из Его учеников и последователей Матфей напишет в дошедшем до нас Евангелии:

«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:18-23).

Большинству современных людей известна история Рождества Иисуса Христа: рождение от Девы Марии, посещение ангелом мужа Марии Иосифа, пришедшие издалека для поклонения младенцу волхвы, пастухи, увидевшие ангела, возвестившего рождение в Вифлееме Христа, встревоженный рождением младенца царь Ирод, в гневе приказавший избить всех младенцев до двух лет в Вифлееме.

Примерно через тридцать лет Иисус завершит свой земной путь распятым на кресте с прибитой табличкой: «Царь Иудейский». Такая участь будет ждать Иисуса за то, что люди, как написал иудейский историк первого века Иосиф Флавий, будут именовать его Мессией, т.е. Христом.

Историчность Иисуса не вызывает сколь-либо серьезных сомнений. Однако, значение Рождества, жизни, Крестной смерти и Воскресения Иисуса является предметом дискуссии на протяжении вот уже двух тысяч лет. Для человека воцерковленного Иисус означает имя, а Христос – Его сущность: Он Мессия, Он Божий Сын, Он Тот, который должен прийти и даровать человеку духовную свободу, вернуть мир к гармонии и балансу. Для атеиста Иисус означает имя человека, который вполне возможно проживал в Иудее пару тысяч лет назад, а Христос – красивую сказку, придуманную людьми для поднятия настроения. Для обывателя Иисус – это имя, а Христос – это и вовсе фамилия.

Исследования историков, археологов и специалистов по древним текстам позволяют современному человеку окунуться в атмосферу времен Иисуса. Предыстория рождения Иисуса Христа такова: в кульминационный период истории Израиля, после шести веков пленения и нахождения под игом нескольких империй и царств, народ, претендовавший на роль носителя истинного знания о мироустройстве, ожидал исполнения библейских пророчеств. Великая и трагическая история Израиля свидетельствовала о том, что только Божественное вмешательство может даровать Израилю, а с ним и другим народам духовную и социальную свободу. Вавилонский плен, завоевание Персидской империей, победоносное шествие Александра Македонского, сокрушительное для Иудеи правление его последователей Птолемеев и Селевкидов, натиск эллинистической культуры, по своей силе не уступавший натиску армии Великого Александра, братоубийственная война и завоевание Римской империей, сопровождавшиеся героическими, подчас, отчаянными, но, в конечном счете, неудачными попытками иудеев обрести свободу, - вот то горнило, в котором была выплавлена наша эра, вот те реалии, в которых было суждено жить народу, подарившему миру самую влиятельную личность за всю историю человечества.

На протяжении столетий, предшествовавших рождению Иисуса, иудейский народ жил пророчествами о грядущем Мессии. Поэтому и до, и после Иисуса Христа, в Иудее и не только появлялось немало людей, провозглашавших себя Мессией. Так, в 40-х годах до н.э. в Иудее возникает вооруженное восстание под руководством Езекии, которое впоследствии переходит к его сыну Иуде (Йехуде). Упоминание о нем мы встречаем в Деяниях Апостолов: согласно повествованию автора Деяний Апостолов в своей речи великий фарисей Гамалиил говорил: «После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались». Иосиф Флавий так описывает эти события: «Был там также некий Иуда, сын могущественного атамана разбойников Езекии, которого Ирод с большими трудностями держал в повиновении. Этот Иуда собрал около галилейского города Сепфориса огромную толпу отчаянных людей, сделал набег на царский дворец, захватил все находившееся там оружие, вооружил им всех своих приверженцев и похитил все находившиеся там деньги… При этом им руководило желание добиться высшего положения и даже царского достоинства…».

Поэтому, в своем роде Иисус был один среди многих «мессий». Да и знакомые нам выражения «Сын Божий» и «Евангелие» были известны не только в иудейской культуре, но и в Римской Империи: «сыном божьим» именовали сына римского императора, а «евангелием» называли благую весть – рождение сына божьего, то есть сына римского императора. Цитирование этих «евангелий» уникальным образом сохранилось на дошедших до наших дней монетах Римской империи. Даже упомянутая выше фраза из Евангелия от Марка «покайтесь и веруйте в Евангелие» удивительным образом прозвучала из уст Иосифа Флавия, выступавшего в роли парламентера к восставшим иудеям. Возвращаясь к истории жизни самого Иисуса, мы можем отметить, что имена Его родителей Иосиф и Мария были самыми распространенными в Иудее времен Иисуса Христа.

Однако, почему личность Иисуса Христа будоражит лучшие умы планеты до сего дня? Почему каждый год миллиарды людей отмечают Рождество и Новый год, основными предпосылками которых являются факты из жизни Иисуса Христа. Почему каждый год сотни миллионов людей отмечают Воскресение Иисуса Христа (Пасху)? Почему столько людей именуют себя христианами, как будто подтверждая мессианство Иисуса и его особую роль в истории человечества?

На вопрос: «почему Вы верите в Иисуса Христа?», заметный апологет современности Джон Леннокс сказал: «Я верю в Иисуса Христа, потому что Он пригласил меня принять участие в самой удивительной и захватывающей истории».

Иисус Христос пришел в кульминационный момент истории древнего Израиля и Он Тот, кто напоминает о Библейской Истине в кульминационный момент жизни современного общества. Он Тот, кто так нужен человеку в решающий момент жизни. Он не только историческая личность. Он тот, кто заключил в себе прошлое, настоящее и будущее. Перефразируя слова апостола, взяв хлеб и чашу на Тайной Вечери Он сказал своим ученикам: всякий раз, когда вы в настоящем едите хлеб и пьете чашу, вы возвещаете смерть Господню в прошлом и Его пришествие в будущем.

И действительно, Рождество Иисуса Христа заключило в себе прошлое, настоящее и будущее:

Иисус стал ответом на ожидания и верования древних людей от сотворения мира!

Иисус приближает мировоззренческую картину современного человека к реальности!

Благодаря Иисусу Христу человек имеет надежду и уверенный взгляд в будущее!

 

Санкт-Петербург, Евангелическо-Лютеранский кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла, 28.12.2015.»